Альберта Ватсон
ELM Street
Канадский женский журнал
Май, 1998г.
Автор: Нейл Мортон, Фото: Эдвард Гейдел
Перевод: Bouquet
*
Критики и мальчики - учащиеся колледжей полюбили ее в качестве сексуальной мамочки в фильме «Spanking the Monkey» (Трепка для обезьянки), она просияла в номинировавшейся на Оскар картине Атома Эгояна «The Sweet Hereafter» (Радость грядущего), а сериал «La Femme Nikita» стал культовым. Понятно, что все это - перечень заслуг Альберты Ватсон.
1994 год был несчастливым годом для Альберты Ватсон. Ей было тоскливо и одиноко жить в Нью Джерси, ее семилетний брак с водителем режиссеров и актеров разваливался, в ней все больше и больше росло недовольство работой, которую она получала в Нью Йорке: крошечные роли в ТВ сериалах, таких как, «Law & Order» (Закон и Порядок) и «The Equalizer» (Эквалайзер), и фильмах, настолько плохих, что она предпочла бы о них даже не вспоминать, не то, что смотреть.
Ватсон нужно было немного удачи, и она ее получила – ей позвонил агент по кастингу, работающий на начинающего режиссера Дэвида О. Рассела. Не заинтересуется ли она ролью матери в черной комедии, которую Рассел, снявший до этого фильм «Flirting with Disaster»(Флирт с несчастьем), описывает как « Выпускник» пускается по неизведанным волнам»? [«Выпускник» (The Graduate) – это культовый фильм конца 60х г., героя которого, выпускника колледжа, на каникулах совращает респектабельная матрона].
У 35-летнего Рассела было всего $ 80 000 И он не мог предложить Ватсон много наличных. Но она ухватилась за это предложение.
В «Spanking the Monkey» Альберта Ватсон играет мать, находящуюся в клинической депрессии, которая дошла до того того, что спит со своим сыном
Фильм был снят за 26 дней в пригороде Нью Йорка. Вся группа, большинство в которой, как и Рассел, были новичками, разбила лагерь в ветхом доме. А женщина, которая предоставила это свое жилище под съемочную площадку, наблюдала за работой и развлекала всех рассказами из своей собственной жизни. Главная героиня, Сьюзен Абели, любительница водки с тоником, прикована к постели из-за ноги, сломанной во время попытки самоубийства. Ее сын, Реймонд, которого играет Джереми Дэвис, вынужден приехать к ней из колледжа на лето, чтобы ухаживать за ней, включая помощь в душе, в то время как его отец все время находится в разъездах – продает мотивационные кассеты и крутит романы. Напившись, Реймонд, которого переполняют гормоны ярости, спит со своей матерью, а потом и сам демонстрирует наклонности к суициду (Сьюзен прерывает одну из его попыток самоубийства в ванне, когда сообщает, что бургеры готовы.) «Она по-настоящему была взволнована ролью»- вспоминает Пэгги Гормли, единственная подруга Ватсон в актерской среде. «Она приложила много усилий, чтобы сделать сложность этой роли реальностью.»
«Я люблю трудные темы»- объясняет Ватсон. «Когда пытаешься найти характер, то приходится заглядывать под множество камней.»
Вскоре после возвращение со съемок Ватсон приняла решение по трудной теме, касающейся ее личной жизни – она решила вернуться в Торонто, а ее муж согласился, что это будет без него. «Мы не разговаривали уже пару лет» - говорит Ватсон. «Вскоре поле разрыва я позволила не совсем вежливые высказывания о нем в одном журнале, которые он воспринял слишком серьезно.»
Дебют «Spanking the Monkey» состоялся в 1995г. в Юте на фестивале Sundance Film Festival. Фильм завоевал приз зрительских симпатий, а критики пришли в восторг от сексуальной Сьюзен Абелли. Ватсон заново родилась как актриса.
«Когда фильм вышел, я стала квинтэссенцией «Мамочки, которую ты хотел бы поиметь» - объясняет Ватсон своим фирменным хрипловатым голосом. «Все эти мальчики из колледжей, когда увидели меня в роли, возомнили, что я доступна для них.» В этот снежный январский день, Ватсон, рост которой 5 футов 8 дюймов, одетая в черные брюки и длинный до колена жакет, сидит у камина в одном из модных ресторанов Торонто в западном районе Квин стрит, где она недавно купила викторианский дом для себя и двух своих собак и кошек. В жизни черты ее лица мягче, чем на экране. Она соглашается, что этот фильм изменил ее карьеру радикально. «Сейчас мне предлагают больше ролей. И материал намного лучше, чем я получала прежде.»
На вопрос о возрасте Ватсон говорит, что слышит слова своего агента «Даже не смей!» «Перри (Цимель, ее агент) убьет меня, если я скажу, сколько мне лет. Для продюсеров это большая разница - немного меньше сорока или немного больше сорока, если только ты не Голди Хоун». Но возраст не помешал Ватсон сняться обнаженной в таких фильмах, как «Spanking the Monkey» и «The Sweet Hereafter». «Конечно, это трудно, и конечно в этом есть элемент тщеславия – у меня уже тело не двадцатилетней, но как только я избавляюсь от этих мыслей и концентрируюсь на том, что делаю, я чувствую себя в порядке.»
На самом деле ее возраст- этот ее сильная карта. Помимо роли в «Spanking the Monkey» в 1995г. Ватсон сыграла мать в фильме «Hackers» (Хакеры), в 1997г. номинировалась на премию Genie за роль женщины средних лет в малобюджетном фильме «Shoemaker» (Сапожник), играет роль беременной жены в выходящем фильме «The Girl Next Door» (Девушка по соседству) и каждую неделю появляется на телеэкране как Мэдлин в сериале «Ее звали Никита».
В 1996г. у нее также было короткое увлечение самыми противоречивыми фильмами того вермени. «Я была в «Аварии», а теперь нет»- смеется она, говоря о фильме Дэвида Кроненберга «Crash» (Авария) о выживших жертвах авто аварий, в котором много очень откровенных сексуальных сцен. «Работа с Джеймсом Спайдером была очень точной»- рассказывает Ватсон, которая играла секретаршу, встречающуюся с директором по рекламе, его роль исполняет Спайдер. В одной из сцен Ватсон мастурбирует перед наблюдающим Спайдером, а в другой он мастурбирует ее. И если Кроненберг, вырезал это из фильма, прокомментировав, что чувствует неловкость, то Ватсон записывает это в счет себе и Спайдеру, с которым они создали слишком сильную «химию». «Дэвид пришел к нам в первый день съемок – мы репетировали - и сказал: Нам придется больше разделить вас, потому что вы выглядите так, словно готовы уехать и счастливо жить вместе.» Это разделение означало также урезание ее роли, о чем она узнала от Кроненберга, когда фильм был уже процессе монтажа. Ватсон испытывает разочарование, но и понимание.
«Насколько я понимаю - сама я фильм не видела – там имеют место очень изолированные, несвязные и бесчувственные отношения.»
Может Ватсон и потерпела аварию в «Аварии»(«Crash»), но только не в фильме Атома Эгояна «The Sweet Hereafter», обласканного Каннским фестивалем 1997г. и премиями Genie, а в этом году номинировавшегося на 2-х Оскаров. Героиня Ватсон, Риза Уолкер,- это женщина, застрявшая в ужасном замужестве, которая содержит неопрятный мотель в маленьком городке в Британской Колумбии. Ее несчастья преумножаются, когда в результате аварии автобуса, она теряет сына. Это и составляет центральное событие фильма. Такие издания, как «The New Yorker», превозносили ее игру.
На Атома Эгояна, номинировавшегося на Оскара за лучшую режиссерскую работу, произвела впечатление работа Ватсон в фильмах «Shoemaker», и особенно, в «Spanking the Monkey». «Эта роль была чрезвычайно трудной,»- говорит он - «но Альберта смогла справиться с задачей, она сделала невероятное достоверным». Сначала Эгоян не знал, кого будет играть Ватсон - Ванду Отта (эта роль в конце концов сыграна его жена Arsinee Khanjian) или Ризу. Он хотел, чтобы у Ризы был изнуренный вид, и беспокоился, что Ватсон слишком хорошо выглядит, но решил, что они смогут добиться нужной внешности.
Эгоян вспоминает съемки сексуальной сцены в мотеле между Ризой и механиком Билли Анселлем, которого играл Брюс Гринвуд. «Когда она вошла в комнату, в которой встречалась с Билли, одетая в парку, а потом парка соскальзывает с ее плеч, и она остается в нижнем белье …Альберта приносит настоящую эмоциональную достоверность в такие сцены, не произнося ни слова». Любимая же сцена Гринвуда происходит в той же комнате, но позже. «Эта сцена была трудной – мы оба потеряли своих детей, мы вместе в той комнате и обсуждаем, как попали сюда. Там было много над чем работать и думать, но она успешно добивается нужного результата в таких сценах, как эта.»
Ватсон никогда прежде не работала с Эгояном и была приятно удивлена. «У него потрясающий своеобразный юмор» - говорит она. Эгоян возвращает комплемент:«Есть лишь несколько подобных актрис – в ней присутствуют элементы кинозвезды, но она совершенно земная.»
Вечером 9-го февраля, перед объявлением номинаций на Оскар, она вместе с другими актерами «Sweet Hereafter» была в Нью Йорке – их представляли Национальному совету по отбору художественных фильмов 1998г. в номинации за лучший актерский ансамбль.
Волнуясь, Эгоян поднялся, чтобы получить награду из рук Френсиса Копполы. Эгоян стал благодарить актеров, перечисляя их по именам, в том числе Сару Полей, Габриэль Рой, Мори Чайкина и Йена Холма, но забыл упомянуть Ватсон. Тогда актеры, которые сидели с ней за одним столом закричали «Альберта, Альберта!», и Эгоян сказал «И Альберта Ватсон из «Spanking the Monkey». Альберта с облегчением поднялась и поклонилась. Это был один из тех моментов, которые она хотела бы разделить со своей матерью Грейс, которая умерла, когда Ватсон было 19 лет.
Альберту, урожденную Фейт Сьюзен Альберта Ватсон, в детстве всегда звали Сьюзи, когда она жила в Торонто с матерью, работницей фабрики, и сводным братом. Ватсон полагает, что имя Альберта ей досталось от отца, имя которого было Альберт, и которого она никогда не знала, поскольку он оставил семью, когда она была совсем маленькой. Еще трое детей ее матери от другого мужа жили с ее бабушкой и дедушкой, потому что Грейс не могла прокормить столько ртов. «Мы много переезжали с места на место,» -говорит Ватсон-«обычно из-за финансовых причин. Только недавно я стала понимать, трудности жизни моей матери.»
В 15 лет Альберта бросила школу и поступила в театральную компанию FOG, находившуюся на улице Bathurst Street. «Они занимались альтернативными постановками,»- вспоминает Ватсон. «И я чувствовала, что это мне близко.»
Но труппу распустили, и 16-летняя Сьюзи Ватсон, оказавшись не у дел, отправилась с друзьями по театру и своим 27-летним бойфрендом жить на ферму под Торонто. Они были хиппи, дети матери-природы. Но Ватсон это наскучило и в 17 лет, разорвав отношения, она вернулась в Торонто, чтобы продолжить актерскую карьеру. Первая ее роль, помимо рекламы, была в фильме CBC «Honour Thy Father» (Уважей своего отца), поставленного на основе реальных событий. По-прежнему под именем Сьюзен Ватсон она сыграла дочь грека, которая бросает вызов отцу, встречаясь с канадским парнем, что в конце концов заканчивается убийством.
Примерно в это же время мать Ватсон умерла от болезни Ходкинса. «Ммама всегда меня очень поддерживала,»- вспоминает Ватсон, и ее глаза застилают слезы. «Ей было бы приятно видеть мою работу.»
В 1978г. , когда ей было 23, она получила роль Mitsy в фильме Джоджа Казендерса
«In praise of Older Women» с Томом Беринджером в роли молодого жиголо Андраша Вайды. Этот фильм, по одноименному роману 1965г. Стивена Вичензи, снимался в Монреале и был показал на фестивале в Торонто в 1978г. Ватсон, к тому времени называвшая себя уже Альбертой, играла роль певицы из ночного клуба, у которой была короткая связь с Андрашем. За эту роль в 1979г. она получила премию «Genie» как лучшая актриса второго плана. Год спустя она получила награду как лучшая актриса на фестивале короткометражных фильмов в Йорктоне, Саскатчеван, за роль в фильме «Exposure» (Разоблачение) о том, как мужчина обнаруживает, что его подруга – лесбиянка. Но эти награды не вскружили Ватсон голову, и в 1981г., когда ей было 26 лет, она уехала в Нью-Йорк, где на протяжении 10 лет периодически занималась с обладателем премии «Эмми» продюсером и режиссером Джином Ласко. «Если я что-то и знаю об актерской игре, то этому я научилась у Джина,»- говорит Ватсон. Ласко, который занимался и с Сигурни Уивер, отзывается о Ватсон как об одной из своих самых ценных учениц. «Я не люблю выражаться поэтически, но у Альберты есть волшебные качества,» - говорит он. «Она обладает изумительным присутствием на сцене и имеет серьезный хороший вид.»
Одно из самых больших разочарований того периода – неучастие в фильме 1988г. «Последнее искушение Христа» Мартина Скорцезе. Ватсон получила роль в этом фильме в 1983г., но затем студия «Парамаунт» решила прекратить финансирование. К тому времени, когда этот проект вновь был запущен в 1987г., Ватсон была занята серьезной работой в Лос - Анжелесе. На пробах в «Последнее искушение…» Ватсон впервые встретилась с бруклинской актрисой Пэгги Гормли, которая роль не получила. «Альберта была настолько великодушной, что позвонила мне (в 1987), чтобы сказать, что роль (в «Искушении») свободна,»- говорит Гормли. «Обычно актеры не столь щедры.»
И тогда Гормли, которая сейчас руководит своей компанией вместе с актером Харви Кейтелем, получила эту роль.
Ватсон осталась в Лос-Анджелесе еще на полтора года, с 1984 до 1986, но ей это не нравилось. Она чувствовала постоянную обеспокоенность тем, как она выглядит, и ненавидела делать то, что агенты говорили, она должна делать. Альбетра сбежала назад в Нью-Йорк – к плохим фильмам и работе на ТВ.
Сейчас 11:30 угрюмого январского утра, и Альберта начинает терять терпение. Она находится в Миссисауга (Онтарио), на съемках серила «Никита», и между сценами мается без дела в своей гримерке. «Давайте поработаем над репликами» - говорит она, вручая мне сценарий. «Вы будете Никита». Кроме тапочек на ногах, она полностью в костюме Мэдлин, главного стратега беспощадной правительственной организации, называющейся Первый Отдел. Сериал, который идет уже 2-й сезон и стал культовым, особенно в США, основан на французском фильме 1990г. о девушке-панке с улицы, рекрутированной в убийцы. В США история получила название «La Femme Nikita» и имеет самые высокие рейтинги, притягивая к экрану миллионы зрителей, количество которых со времени показа 1-й серии 24 февраля 1997г. выросло на 30%. Сериал породил также множество вэбсайтов и фан-клубов, и поговаривают даже о съездах поклонников.
«Альберта обладает неотразимой комбинацией безжалостности, сострадания и чувственности,» - объясняет причину своего выбора исполнительный консультант сериала Джоэл Сурноу и добавляет, что они получают тонны электронной почты о Мэдди. Люди не могут понять, как она может быть такой безжалостной. Играть этот персонаж Ватсон интересно, но не трудно, за исключением запоминания текста с «технической абракадаброй». «Она как киборг,» - говорит Ватсон. «Она выполняет свою работу до конца, не зависимо от того, что ей приходится делать. Внешне ее подход выглядит вежливым и уважительным, но она дважды не задумается, чтобы вырвать кому-то сердце.»
Ватсон, которая проводит на съемочной площадке 2-3 дня в неделю, получает приблизительно от 10 до 30 тыс. долларов за серию, что дает ей возможность участвовать и в других проектах. Например, когда в прошлом октябре Ватсон нужно было быть на съемках фильма «The Girl Next Door» (режиссер Эрик Тилл), то ее роль удалили из пары серий «Никиты». Фильм скоро выйдет в Канаде и планируется к международному прокату. «Как только я узнала, что в фильме принимает участие Генри Черни, я сказала, что хотела бы поработать с ним,» - рассказывает Ватсон. «Как и все я видела его в фильме «The Boys of St. Vincent». Генри был просто прелесть. Он еще более забавник и шутник, чем выглядит.» Ватсон играет его беременную жену. Они живут в маленьком городке, и он влюбляется в соседку - подростка, которую в дальнейшем убивают. Черни оказывается главным подозреваемым. Шерифа играет Джерри Бьюзи.
За год до этого она сыграла главную роль фильме «Shoemaker», истории о том, как женщина агент бюро путешествий влюбляется в сапожника (актер Рэнди Хьюсон), похожего на Форреста Гампа. У фильма, снимавшегося в Торонто на сумму 600 тыс.$, скоро начались проблемы с бюджетом, который однажды почти иссяк. Ватсон позвонила Дэвиду Кронинбергу - «Авария» ей все-таки пригодилась – и попросила его помочь. Режиссером «Сапожника» была Колин Мерфи. Она видела Ватсон в «Spanking the Monkey» и короткометражке 1995г. «What's His Face» о короткой связи между мужчиной и женщиной, которые повстречались в баре. «Роль (агента) не была очень содержательной, но я почувствовала, что Альберта может вдохнуть в нее жизнь.» В свою очередь Ватсон видела пару работ Мерфи в Центре Кино и решила испытать удачу в ее проекте. За эту роль Ватсон номинировалась на премию «Genie», но сам фильм, который удостоился 2-х наград на немецком кинофестивале в 1997г., имел слабый прокат. Мерфи очень надеется, что фильм будет выпущен заново.
Сейчас Ватсон работает с Мерфи еще на 2-х проектах. Первый фильм - «Desire», который должен быть снят этим летом на 2 млн $ , уже вызвал разговоры в местных кинематографических кругах. Альберта играет в нем школьную учительницу, которая влюбляется в молодого мужчину, который оказывается растлителем малолетних и убийцей. По словам Мерфи, это не детектив, а взгляд во внутренний мир растлителя детей. Другой проект, намеченный на 1999г., и о котором они говорят из-за возможных юридических проблем, основан на жизни реального человека. Альберта полагает, что эта роль может стать главной в ее карьере.
У Ватсон нет титанических амбиций. Она предпочитает сниматься в низко-бюджетных фильмах. Она считает, что это дает ей пространства для «маневра» и она использует эту возможность быть свободной от больших начальников, которые «дышать в спину».
Она хотела бы попробоваться в классической комедии – Джин Ласко учил ее не бояться Шекспира – и больше выступать на сцене. Однажды она сыграла в пьесе Тома Нунана в Лос-Анджелесе. «Мы играли в маленьком театре на бульваре Санта-Моника, и у меня была роль невротической богатой дивы. Она была очень смешная, и публика ее любила.»
Сейчас у Ватсон «маленькие и очень нормальные жизненные заботы», напр, как заставить двух ее собак не устраивать своим лаем переполох в округе, и поможет ли ей жвачка «Никоретте», которую она употребляет, бросить курить. Она также заканчивает переделку в своем доме. «Когда ты молод, то живешь, ради своей актерской работы. Но я больше так не делаю. Люди меняются, и я изменилась»- говорит Ватсон, которая теперь часто отправляется отдохнуть в свой коттедж в Haliburton со своим «простым парнем» Кэном, который на 10 лет моложе ее. Она повстречалась с ним на вечеринке агентства. Сначала она решила, что он актер, и не проявила к нему интереса – «с меня хватит театра в личной жизни» - пока не узнала, что он слесарь и пришел со своим кузеном писателем. Она и он не слишком часто бывают в кино. «Я не заядлый кинолюбитель»- с иронией смеется Альберта.
Вот теперь, когда она больше не воспринимает свой актерский бизнес так серьезно, Альберта находится на взлете. Тогда, почему бы и нет? «Хотите знать, сколько мне лет?» - вдруг спрашивает она, находясь в своей гримерке на съемках «Никиты». «Мне 42.» Может, Перри Цимель и не убьет ее.
*