Фанфики как явление
историко-культурологическая справка

Перевод: Bouquet
(с некоторыми сокращениями)

***

Фанфики [дальше - ФФ], как и многие странности американской культуры уходят корнями в 60е гг., хотя , строго говоря, возникли они гораздо раньше. Когда Конан Дойль прекратил публиковать рассказы о Шерлоке Холмсе, его читатели написали свои.

Моду на ФФ в конце 60х породил сериал Стар Трек- Star Trek: The Original Series (или "TOS," как говорят фаны) . За год показа сериала, «треккеры» накропали свои собственные истории о Керке и Споке, переплели их и распространяли на своих собраниях. Такая форма существует и поныне, но в наше время ФФ в основном перекочевали в Интернет, благодаря которому число «писателей» и «читателей» стало огромным. Сейчас существуют сайты ФФ практически всех сериалов,известных и неизвестных.

Авторы ФФ сочиняют не только рассказы, но и повести (романы), сценарии, стихи и даже тексты песен , которые называются “filks”.[наверное от «fan lyrics»] Качество сочинений самое разное. Одни изобилуют орфографическими и грамматическими ляпами и смехотворными диалогами. Но многие на удивление хороши, живо написаны, с превосходными диалогами. Пишущие ФФ, как правило, высокообразованные люди, а несколько даже стали проф. писателями-фантастами.

Одни ФФ заполняют «дыры», оставленные ленивыми продюсерами, и дописывают прошлое героев, другие являются простым добавлением. (напр., когда сериал прекращается, фаны могут написать сценарии на целый новый сезон. Так было с «Миллениумом»). ФФ могут разрабатывать альтернативные варианты (что было бы, если бы)… или воскрешать популярных героев, убитых жестокими продюсерами.

Часто ФФ развивают линию второстепенных героев, которые незаслуженно мало «мелькают» на экране. ( Напр., Скинер из Х-files)

Есть еще “перекрестные” ФФ, в которых герои одного сериала попадают в др. Напр. , Скалли и Малдер появляются у Баффи, когда расследуют дело о вампирах. А некоторые “ветераны” ФФ творчества делают и себя персонажами ФФ о любимых сериалах. Такие рассказы называются "Mary Sues." [этимологию не знаю:(].

Один общий удивительный аспект всех ФФ – безразличие к сюжету. [кстати, вот чего лично мне не хватает в ФФ ! - интересной интриги и увлекательного действия ] . Большинство авторов - женщины. И главное, в подавляющем большинстве ФФ присутствует динамика эмоции , а не повествования. Профессор Генри Дженкинс, ведущий спец. по изучению ФФ, замечает,что фаны обычно выбирают сериалы, в которых есть пара тесно связанных персонажей, напр., Мадлер и Скалли, Зена и Габриэль и т.д.[мы с вами можем добавить: Майкл и Никита, Шейф и Мэдди;)], и авторы сосредотачивают на их взаимоотношениях .

Один из популярных под-жанров это “беда-помощь”, когда один из героев попадает в беду, а др. ему помогает. Некоторые фаны Х-файлов сочиняют исключительно «SMR” фики ("Mulder-Scully Relationship.")[отношения между Скалли и Маледром]

Одержимость эмоциональной напряженностью породила такое явление как “slash”- самый «горячий» и ,вероятно, самый вычурный жанр современной американской прозы. Эти ФФ описывают, в живейших подробностях, гомосексуальные отношения между такими персонажами как Старки и Хатч или Керк и Спок.

Люди, которые пишут ФФ, вовсе не сумасшедшие или неудачники. По признанию одного из авторов slash ФФ (женщины) в круг ее собратьев по перу входят юристы, лингвисты, спец. по компьютерам, страховой исполнитель и даже автор детективов. У этой женщины, как и у 20 других опрошенных авторов, есть хорошая работа, многие замужем (женаты) и имеют детей.

Почему же, ради всего святого, нормальные люди посвящают свою жизнь сочинению ФФ о ТВ героях? Большинство авторов скрываются за псевдонимами. Они правильно боятся. В отличие от спортивных фанатов, которыми Штаты восхищаются, ТВ и кино фаны вызывают насмешки. А ФФ только подтверждают сложившиеся стереотипы: они - одержимые, они не могут отделить фантазию от реальности, их жизнь настолько пуста, что они зациклились на банальных ТВ шоу, у них даже не хватает фантазии, чтобы придумать собственные персонажи .

Но Г.Дженкинс в своей работе «Телевизионные фаны и культура соучастия» спорит с этим, утверждая, что ФФ – это расцвет новой фолк (народной) культуры. На протяжении тысячелетий, рассказывались истории о мифологических героях. Каждый рассказчик приукрашивал, сочинял, дополнял детали, переиначивал окончание. А в 20 веке фольклор был приватизирован. Теперь новые персонажи - это ТВ иконы и герои фильмов. И они уже не достояние народа, а принадлежат студиям и продюсерам, которые управляют жизнью героев и ожидают, что мы с благодарностью примем их решения.

ФФ – это бунт против приватизации фольклора, заявляет Г.Дженкинс. Создатели ФФ предъявляют на него свои права. Создавая новые истории, они утверждают свой контроль над поп- культурой, которая изначально создавалась для пассивного потребления.

«Я хотела сделать шоу своим», объясняет Кэт, которая пишет ФФ о сериале «Друзья». Сочиняя ФФ о Монике и Чандлере, она заявляет , что они принадлежат ей в той же мере, как и NBC.

Создание ФФ, по Г.Дженкинсу, это удовольствие и обида. Авторы очарованы персонажами и расстроены/обижены тем, как продюсеры обращаются с ними. ФФ - это средство исправить ущерб, нанесенный мифологии продюсерами, которые все портят. Когда по их воле любимый персонаж исчезает или заканчивается любовная интрига, которой следует продолжаться, ФФ принимаются за «починку» мифологии.

Клуни ушел из «Скорой помощи» в большое кино, но авторы ФФ продолжают сочинять истории о его романе с сестрой Кэрол.

ФФ могут быть даже политическим актом, когда поддерживают маргинальные персонажи.

ФФ кажутся странными еще и потому, что игнорируют современные представления об авторстве. В индивидуалистской Америке считается, что идея, персонажи, сюжет придумываются одним автором и принадлежат ему. А ФФ превращают процесс создание в совместное творчество, каким всегда был фольклор. «Написание» и чтение становятся общим. У фанов одни герои и они работают вместе, чтобы сделать их интересными, забавными и сексуальными.

С тех пор как активность фанов переместилась в Интернет, студии забеспокоились о защите авторских прав. На сайтах фанов кроме ФФ можно найти и транскрипты [дословная запись текста фильма/серии], аудио и видео клипы, скриншоты [кадры «с экрана»], логотипы. И студиям это не нравится. «Фокс»[20th Century Fox] недавно направила послания на сайты “Баффи” с требованием удалить транскрипты. «Фокс» также предупредила сайты “Миллениума” о том, чтобы они удалили логотипы и клипы. У "Лукасфильм" – то же самое с сайтами о «Звездных войнах», а у «Парамаунта» – с сайтами «Стар Трека».

К ФФ студии относятся более спокойно. Пока. В суд еще не обращались. ФФ пока подпадают под статью «справедливое использование». В 1997 г. в одном журнале, посвященном юридическим проблемам шоу бизнеса, появилась статья, в которой делался вывод, что ФФ представляют собой «справедливое использование», потому что достаточно отличаются от оригинального произведения и не разрушают рынок сбыта оригинала. (Даже наоборот, ФФ поддерживают интерес зрителей в течение 6 дней, если сериал показывают по 1 серии в неделю ) Вероятно, призадумавшись на этими сомнительными юридическими положениями, студии готовы оставить ФФ в покое. «Лукасфильм» присек slash ФФ о своих сериалах, но разрешил ФФ категории «только для взрослых».«Фокс» не возражает против ФФ о «Баффи».

Но фаны считают, что студии слишком сильно давят на них. «Лукасфильм» в прошлом месяце спровоцировал взрыв возмущения, когда предложил фанам свободные стр. на своем драгоценном сайте starwars.com . Фанам разрешалась размещать там любые свои сочинения/работы, но маленькими буковками было приписано, что «Лукасфильм» оставляет за собой копирайт на все, помещенное на его сайте. Если бы кто-то сочинил потрясающую историю и помесил ее на сайте «Звездных Войн», как предлагалось, то владельцем идеи стал бы Джордж Лукас.

Мотивы понятны, «Лукасфильм» страхуется от судебного иска, если кто-то из фанов заявит, что Лукас украл идею нового фильма у него(у нее). Но фаны решили, что Лукас зашел слишком далеко и подняли целое восстание в сети. Их претензии резонны. Они обожают Лукаса и его фильмы, но «Звездные Войны» и их тоже. В конце концов, они думают, пишут, говорят и пекутся о них ничуть не меньше его. «С точки зрения закона, «Войны» принадлежат ему. Но с точки зрения чувств мы считаем, что тоже имеют право принимать участие в истории»- слова лидера протестующих авторов ФФ о «Star Wars».

Лукас открестился от сотни мифов о том, что он украл «Звездные Войны» у Джозефа Кэмпбелла. Авторы ФФ могут снова поднять ту же волну. Им не нужно никакого отступного, только дайте спокойно сочинять свои, новые мифы.

*



Hosted by uCoz